Вопрос-Ответ
Имеет ли право организация после устранения замечаний, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, представить проектную документацию для проведения повторной экспертизы без дополнительной оплаты?
Согласно пункту 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. За проведение повторной государственной экспертизы, согласно пункту 58 Положения № 145, взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается только в отношении жилых объектов капитального строительства, документы по которым направлены для проведения повторной государственной экспертизы в течение 10 рабочих дней после получения отрицательного заключения.
Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении проеткной документации, подготовленной для капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования?
В случае если сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, согласно пункту 1 части 3.3 статьи 49 ГрК проектная документация подлежит государственной экспертизе.
Какие документы должны представляться в организацию по проведению государственной экспертизы для подтверждения права исполнителя работ на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации (подтверждение членства в СРО)?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 № 717 внесены изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в соответствии с которыми с 01.09.2023 для проведения государственной (негосударственной) экспертизы не требуется представление выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
Представление указанных выписок не требуется, так как с 01.09.2022 Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым информация о членах СРО, о лицах, прекративших членство в СРО включается в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее – единый реестр). Порядок формирования единого реестра и порядок его ведения, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 № 945 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений» (далее – Правила). Согласно подпункту «е» пункта 9 Правил Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляется предоставление сведений из единого реестра по запросам заинтересованных лиц (без взимания платы).
В соответствии с техническим заданием сметная стоимость подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Проведение государственной экспертизы проектной документации (в технической части) не требуется. Возможно ли проведение государственной экспертизы только в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости, без оценки соответствия технической части проектной документации?
Проектная документация, предусматривавшая строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8ю3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК), подлежит оценке соответствия, предусмотренной пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК и проверке достоверности определения сметной стоимости. При этом на основании части 3 статьи 49 ГрК экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. В случае, если капитальный ремонт финансируется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК, государственная экспертиза проводится в объеме проверке достоверности определения сметной стоимости. На основании пункта 2 части 3.3 статьи 49 ГрК проектная документация и результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу по собственной инициативе застройщика (технического заказчика) только в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК сметная стоимость капитального ремонта объекта не подлежит проверке достоверности определения сменой стоимости.
Кто может обратиться с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?
Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее - Положение № 145) заявителем является технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы, а также лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК). Подпунктом "и" пункта 13 Положения № 145 установлено, что, в случае если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком, лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК его полномочия должны быть подтверждены документами, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы или договора о проведении государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения должны быть оговорены специально.
Может ли быть направлена на государственную экспертизу проектная документация и результаты инженерных изысканий в случае, если генеральный подрядчик является членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, но не является членом СРО в области инженерных изысканий, так как поручил выполнение инженерных изысканий субподрядчику?
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в СРО.
Частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) установлена обязательность членства в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства только для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выполняющих работы соответственно по договорам подряда о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК.
С учетом изложенного, в случае, если предметом договора подряда является выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (генеральный подрядчик) должны быть одновременно членом трех СРО - в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Указанная позиция поддерживается Минстроем России (письмо от 10 июня 2021 г. № 24024-ТБ/02).
В случае если проектная документация подготовлена с использованием типовой проектной документации, необходимо ли представление каких-то дополнительных (специальных) документов, неуказанных в пункте 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145?
На основании пункта 15 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации, подготовленной с использованием типовой проектной документации, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, дополнительно к документам, указанным в пункте 13 Положения № 145, представляются положительное заключение экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации и справка с указанием разделов представленной на государственную экспертизу проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют типовой проектной документации, а также документ, подтверждающий аналогичность назначения и проектной мощности проектируемого объекта капитального строительства и соответствие природных и иных условий территории, на которой планируется осуществлять строительство такого объекта капитального строительства, назначению, проектной мощности объекта капитального строительства и условиям территории, с учетом которых типовая проектная документация, которая использована для проектирования, подготавливалась для первоначального применения.
Что собой представляет информационная модель?
В соответствии пунктом 10.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
Что является предметом оценки информационной модели?
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
Предмет экспертизы проектной документации определен в части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Где указаны требования к формату представления информационной модели?
Согласно части 2 статьи 57.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила формирования и ведения информационной модели, состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель и представляемых в форме электронных документов, требования к форматам указанных электронных документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1 сентября 2024 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2024 г. № 614 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов»